Все началось в 2018-м с уплотнения в груди: фиброаденома. Многие женщины с этим сталкиваются. Но спустя два года она стала расти, а от нового диагноза все замерло внутри: рак груди I стадии.
«Мне сделали частичную резекцию. Но не сделали анализ на мутацию в генах BRCA1 и BRCA2. С этой мутацией мне должны были удалить грудь и яичники», — рассказывает Яна.
Яна считает, что это ключевая ошибка в лечении. Тем более что ее мама лечится от рака яичников, а такое заболевание у родственника по прямой линии — веская причина для генетического анализа.
В случае Яны исследования не провели. В результате — рецидив через три месяца после первой операции. Яне удалили одну грудь. Через год — вторую.
«Огромное количество обследований, анализов, а какое лечение в итоге нужно — неясно», — вспоминает Яна.
Картина стала проясняться, когда Яна сделала гистологическое исследование яичников (ИГХ). Выявили онкологическое образование, а также мутации в генах.
В январе 2024 года она обратилась в «Онкологику» для пересмотра результатов теста. Исследование в лаборатории «Гемотест» подтвердило наличие онкологии и мутации. Яна получила консультацию о диагнозе и рекомендации по лечению, с которыми пришла к своему врачу.
Позади у Яны «химия», сейчас — гормонотерапия. И мы надеемся, что, как и мама, она скоро выйдет в ремиссию.
Мы спрашиваем у Яны, как и когда она узнала о необходимости генетического теста. Может, посоветовал лечащий врач в Краснодаре?
«Нет, мой врач не посоветовал. Подсказали в платной клинике. А когда я сама спросила его, он отказал в направлении. В итоге делала анализ платно. Я считаю, это некомпетентность врача. Вообще моем лечении было допущено много ошибок. Я поняла это, когда увидела, как лечат в Москве. Хотя все зависит от человека, а не от места. Например, в Анапе попался отличный врач, именно он подсказал и мне, и маме сделать анализ на мутацию BRCA1 и BRCA2, после чего изменилась тактика лечения».
Мы хотим, чтобы история Яны помогла другим онкопациентам вовремя сделать генетический тест. Это поможет врачу разработать индивидуальный план обследований, начать лечение на ранних стадиях, определить потенциальные мишени и ударить по ним. Иногда исследование молекулы и генома — единственный способ подобрать терапию.
Яна уверена: «Если выявили рак, обязательно делайте геномное секвенирование на все виды мутации. Это нужно для прогноза развития опухоли, для выбора тактики лечения и препаратов. Кроме того, если в роду онкологией болели мама, бабушка, тоже делайте тестирование, чтобы знать свои риски заболеть и в будущем пристально обследовать определенные органы».
Проблема в том, что далеко не все пациенты знают о важности генетического теста. А кроме того, чаще всего он не входит в программу ОМС.
Вот почему «Онкологика» популяризирует генетические исследования среди онкопациентов и вместе с партнерскими лабораториями позволяет сделать их бесплатно.
За 2023-2024 годы мы оплатили 13 генетических исследований на сумму почти 465 000 ₽. Но заявок приходит как минимум вдвое больше.
Участвуйте в сборе любой суммой, чтобы каждый онкопациент, который в этом нуждается, вовремя провел исследование — и получил эффективное лечение. Все средства сбора будут направлены на получение вида помощи «Обследования» для клиентов фонда «Онкологика».